Профилактика мошенничества: беседа А.Б. Гаспаряна с коллективом ЦРБ
В Кстовской центральной районной больнице была проведена встреча с её сотрудниками на тему информационной безопасности, профилактики мошенничеств и о мерах противодействия данным видам преступлений.
О самых распространенных схемах мошеннических действий, о мерах профилактики подобных преступлений и о правилах информационной безопасности гостям встречи рассказал заместитель начальника Отдела МВД России «Кстовский» – начальник полиции Отдела МВД России «Кстовский», подполковник полиции Гаспарян Артур Багдасарович.
В настоящее время одними из самых распространённых преступлений являются преступления, cовершаемые с использованием информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
Мошенники стали чаще звонить людям якобы от операторов связи и говорить им о блокировке номера, а далее начинают разыгрывать «спектакль»: в так называемую игру вступают якобы представители служб безопасности банка, ЦБ РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Прокуратуры и так далее. В итоге, человек вовлекается в процесс обмана и переводит деньги на счета злоумышленников.
Любому человеку важно соблюдать элементарные правила поведения в информационном пространстве.
Артур Багдасарович рассказал о наиболее распространённых примерах из практики уголовных дел.
Пример № 1: Продажа несуществующего товара.
Подобный вид мошенничества составляет около 46% от всего массива уголовных дел по заявленной тематике.
Мошенники размещают объявления о товарах по очень низкой цене, чем вызывают повышенный интерес к покупке. Но, как известно, бесплатно бывает только сыр в мышеловке. Поэтому нужно быть крайне осторожными к столь привлекательным, на первый взгляд, объявлениям о товарах по сверхнизким ценам.
Пример № 2: Фишинг через фейковые страницы оплаты
Подобный вид мошенничества составляет около 12% от всего массива уголовных дел по заявленной тематике.
Для осуществления платежей мошенники высылают ссылки поддельных, искусно созданных псевдостраниц знаменитых маркетплейсов.
Пример № 3: Мошенничество под видом работодателей
Подобный вид мошенничества составляет около 8% от всего массива уголовных дел по заявленной тематике.
Мошенники размещают фейковые объявления о гарантированном трудоустройстве в крупные организации. При этом они предлагают подписать документы, бланки, скаченные в Интернете.
Здесь же мошенники предлагают заработать на так называемых «лайках», на участии в продвижении товаров на маркетплейсах и т.п.
Пример № 4: Обман при осуществлении предоплаты через СПБ
Подобный вид мошенничества составляет около 10% от всего массива уголовных дел по заявленной тематике.
Мошенники могут обмануть человека, когда он осуществляет платежи через систему быстрых платежей. После подобных денежных переводов часть денег может оказаться заблокированной, в том числе может быть заблокирован и номер телефона.
Пример № 5: Вымогательство под видом возврата средств.
Подобный вид мошенничества составляет около 5% от всего массива уголовных дел по заявленной тематике.
После неудачного платежа мошенник, представляясь работником службы технической поддержки банка, предлагает человеку вернуть деньги. Но для этого он запрашивает данные банковской карты гражданина или код из СМС под предлогом подтверждения денежной операции.
Вымогательство денежных средств может осуществляться путём шантажа. Например, имея в своём распоряжении фотографии интимного содержания или какой-либо личной информации, которая может повлиять на репутацию человека, начинают вымогать деньги за якобы молчание. Если на основании закона не пресечь данный вид противоправной деятельности, то вымогательству не будет конца.
Пример № 6: Кража личных данных через удаленный доступ
Подобный вид мошенничества составляет около 5% от всего массива уголовных дел по заявленной тематике.
Злоумышленники под видом технической поддержки покупателя или продавца убеждают человека установить удаленный доступ к гаджету, на который, впоследствии, устанавливается вредоносная программа.
Обычно мошенники говорят: «Дайте мне доступ к экрану, чтобы проверить или помочь вам разобраться в технических особенностях программы».
Пример № 7: Социальная инженерия
Подобный вид мошенничества составляет около 4% от всего массива уголовных дел по заявленной тематике.
Мошенник имитирует правомерный доступ к аккаунту гражданина, после чего представляется сотрудником банка, правоохранительных или других государственных органов. Под предлогом якобы защиты от мошенников или блокировки счета он выманивает конфиденциальную информацию или убеждает человека перевести деньги на якобы безопасный счет.
Куда уходят деньги граждан? Как правило, деньги оказываются на счётах дропперов, их переводят в цифровую валюту или в криптовалюту. ДРОППЕРЫ – это люди, которые продают или просто передают свои счета или карты банкам преступников для реализации их преступного умысла.
Уголовным кодексом РФ установлены наказания за подобные преступные деяния:
- статья 187 УК РФ: незаконный оборот средств платежей,
- статья 172.1 УК РФ: незаконные банковские операции,
- статья 174 УК РФ: легализация денежных средств,
- статья 159 УК РФ: мошенничество,
- если дроппер действует в связке с организатором, то наказание следует на основании статьи 210 УК РФ – участие в организованном преступном сообществе.
Федеральный закон № 176 от 24.06.2025 года ужесточил уголовную ответственность и наказание для дропперов: от 3 до 6 лет тюремного заключения со штрафом до 1 000 000,00 рублей.
На основании Федерального закона ФЗ № 41 от 01.04.2025 года Банку России, госорганам, кредитным организациям, операторам связи запрещено использовать иностранные мессенджеры для информирования граждан.
Информирование граждан должно осуществляться исключительно посредством официально установленных телефонов организаций или через сайт «Госуслуги».
Артур Багдасарович в беседе сделал акцент на правиле «нулевого доверия». Что означает данное правило?
Оно означает, что ни один пользователь любого электронного устройства и ни одно приложение не является надежным по умолчанию. Эффективным и практическим инструментом для реализации правила «Нулевого доверия» является соблюдение ТРЁХ принципов:
1. Распознай.
2. Остановись.
3. Перепроверяй!
В век информационных технологий появился термин «цифровой двойник». Как ваши данные становятся инструментом мошенников? Вероятно, вы уверены, что никогда не станете добровольно помогать злоумышленникам. Однако, развитие цифровых технологий создает всё новые и новые риски, и ваша личная информация может быть использования против вас даже без вашего ведома!
Почти каждый человек осуществляет ежедневные действия в Интернете: публикует посты, загружает фотографии, общается посредством электронных средств связи, тем самым, человек создаёт и оставляет о самом себе подробный цифровой след. Все данные, собранные воедино, становятся основой для создания так называемого «Цифрового двойника».
Виртуальные копии личности могут быть использованы при совершении мошенничества. Например, от вашего имени мошенники могут обратиться к вашим близким или родственникам с просьбой о финансовой помощи.
Какие меры предосторожности нужно соблюдать в цифровом пространстве?
1. Ограничить объём личной информации в открытом доступе.
2. Время от времени проверять настройки приватности в соцсетях.
3. Активно использовать двухфакторную аутентификацию для всех значимых сервисов.
4. Критически оценивать даже те сообщения, которые поступают от знакомых аккаунтов и особенно, если они содержат необычные просьбы.
ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА – это не просто рекомендация, а необходимость в современном мире!
«Доверяй, но проверяй», – гласит народная пословица.
В Интернете никому нельзя доверять: всё нужно подвергать сомнению и всё проверять! Никому НЕ ВЕРЬТЕ на слово. Проверяйте информацию, не поддавайтесь панике при любом разговоре!
СОХРАННОСТЬ ВАШЕЙ РЕПУТАЦИИ И ФИНАНСОВ НАЧИНАЕТСЯ С ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К СВОИМ ПЕРСОНАЛЬНЫМ ДАННЫМ!
Уважаемые граждане, будьте бдительны и не поддавайтесь на уловки мошенников!
Если Вы всё же стали жертвой мошеннических схем, то сразу обращайтесь в органы внутренних дел либо позвоните в полицию по телефонам 02 (со стационарного телефона), 102, 112 (с мобильного телефона) или на «горячую» линию банка (телефон всегда указан на обратной стороне Вашей банковской карты).
Хотим обратить внимание граждан на тот факт, что обращение в полицию по электронной почте не ускоряет процесс расследования. Поэтому убедительно просим потерпевших лично прийти в Отдел полиции, где подробно, в деталях изложить о случившемся мошенничестве или иных противоправных деяниях и собственноручно написать заявление.
Встреча Артура Багдасаровича Гаспаряна с сотрудниками больницы не являлась монологом со стороны начальника полиции. Озвученный круг проблем вызвал искренний интерес и участие коллектива ЦРБ в беседе, в ходе которой было задано много вопросов.
Артур Багдасарович каждому вопросу уделил внимание: им были даны развернутые ответы, учитывая персональные запросы каждого присутствующего в зале.
Оставить сообщение: